Задвижка - это вид трубопроводной арматуры, применяемой для регулирования или перекрытия рабочего вещества магистрали. Поэтому она имеет еще одно название - кран задвижка.
Области применения
Данный тип трубопроводной арматуры применяется для управления рабочей средой в режимах "открыто" и "закрыто". Реже задвижки используются для регулирования силы и скорости потока. Наиболее широкое применение запорная арматура получила в жилищно-коммунальном хозяйстве. Установленные на трубопроводы задвижки для воды, газа и стоков обеспечивают быстрое перекрытие магистралей в случае аварии или необходимости проведения планового ремонта.
Также данная арматура активно применяет в различных отраслях промышленности:
Очистка и транспортировка стоков;
Пищевое и химическое производство;
Целлюлозно-бумажное производство;
Сфера водоподготовки и водоснабжения;
Нефтепереработка и газодобыча;
Энергетика, производство строительных смесей и прочее.
По материалам
Большинство задвижек имеет цельнолитой корпус, который изготавливается из такого сырья:
Сталь. Чаще бывает углеродистой, нержавеющей или легированной. Стальные модели рассчитаны на системы с максимальной температурой +450°C и давлением до 25 бар;
Латунь. Предназначены для бытовых систем и трубопроводов с агрессивной средой. Выдерживают температуру до +105°С и давление до 16 бар;
Чугун. Бывает обычным (серым) и ковким. Арматура из данного материала используется в системах с неагрессивной средой, температурой до +225°C и давлением до 10 бар.
За типом затвора
Заслінка, що забезпечує перекриття потоку, виготовляється в трьох варіантах:
Клинова. Має форму клина з двома сідлами, розташованими під кутом. Бувають жорсткими і гумовими (пружними), цільними або подвійними;
Шиберная. Представлена ножовий пластиною з листового металу. Працює за принципом гільйотини;
Дводискова. Складається з двох плоских дисків, розташованих паралельно один до одного.
По движению штока
Механизм управления затвором бывает двух типов:
Выдвижной. Винтовая пара располагается снаружи корпуса и изолирована от рабочей среды. При открытии заслонки шток поднимается на высоту, равную диаметру прохода. Это требует свободного места для удобного вращения штурвала;
Невыдвижными. Винтовая пара находится внутри корпуса в непосредственном контакте с рабочей средой. В режимах "открыто" и "закрыто" высота штока остается неизменной. Это позволяет устанавливать задвижку в труднодоступных местах.
По типу присоединения
Крепление задвижки к трубопроводу может осуществляться такими способами:
Муфтовое соединение. Выполняется при помощи фитингов с резьбовой резьбой. Обычно используется в системах небольшого диаметра;
Фланцевое. На входах задвижки приварены плоские фланцы круглой формы, которые соединяется с аналогичными элементами на трубе при помощи болтов и шпилек;
Межфланцевое. Установка задвижки на трубу осуществляется между двумя фланцами, которые стягиваются с помощью шпилек и гаек.